Главная страница Тайны Метрополиса Часть первая Часть третья Часть четвертая |
К. Акияма Часть вторая Невиданные революционеры-любители Использование автоматической рабочей силы дало городу изобилие и процветание. Однако даже герцог не смог, как видно, полностью обеспечить всех жителей. Население разделилось на два слоя: те, кто, эксплуатируя роботов, ведет легкую сытую жизнь на поверхности, и те, кто из-за автоматизации потерял работу и остался в подземелье без средств к существованию. Подземные жители, насколько мы можем судить, ютятся в трущобах и кое-как перебиваются на скудное пособие. Обратно на работу их никто не берет: машины трудятся эффективнее людей. Таким образом, общество Метрополиса состоит из четырех классов: на самом верху президент Бун, герцог и прочая правящая аристократия, под ними горожане, под ними роботы, и, наконец, в самом низу выпавшие из социальной структуры безработные. Вам это ничего не напоминает? Наследственный верховный правитель. Служащие крупных фирм, которые в эпоху экономического процветания богатели, ничего не делая. Иностранные рабочие, нанимаемые за дешевизну, и те, кто результате оказались на улице - картина, до боли знакомая каждому японцу. Тогда получается, что общество будущего, изображенное в "Метрополисе", проникнуто самой язвительной сатирой. Все-таки это великий фильм. И вот у жителей подземелья появилась революционная организация, которая подняла их на восстание против роботов, отнявших у них все, и против главы этого несправедливого общества - герцога... Хотя постойте, почему сразу восстание? Взяться за оружие - значит поставить на карту свою жизнь, и если попытка провалится, повторить ее не удастся. Это самое последнее средство. Если дело дошло до мятежа, значит, подземные жители уже немало вытерпели от герцога и партейцев. Например, из-за задержки пособия кто-то умер от голода, а начавшиеся протесты были жестоко подавлены - словом, нужна причина для гнева и ненависти. Однако в фильме не похоже, чтобы люди были так уж доведены до крайности. Создается впечатление, что Атлас затеял революцию просто для того, чтобы покрасоваться в роли ее лидера. Такой вариант тоже возможен. Но в любом случае мятеж следует поднимать не против герцога, а против официального главы государства: против президента Буна. Атлас, ты запутался! Революции обычно устраиваются с целью свержения существующего строя. А существующий строй олицетворяет Бун, а не герцог. Конечно, могло иметься в виду, что его даже нет смысла свергать, он всего лишь герцогская марионетка. Но и cамодовольных буржуа, наживающихся на роботах, тоже представляет Бун. Его избрали президентом, а он вместо того, чтобы помочь обездоленным, фактически уступил власть герцогу. Именно потому, что президент - прислужник герцога, он с точки зрения подземных жителей должен быть их заклятым врагом. И тем не менее Атлас с соратниками, не долго думая, соглашаются на сделку с Буном: начать восстание первыми, армия поддержит... Между прочим, это тоже непонятно. По сравнению с регулярной армией революционеры ничего из себя не представляют. Они плохо организованы, плохо вооружены. Если армия переходит под начало Атласа, другое дело, но иначе революционеры для военных не более чем пушечное мясо. При таком соотношении сил даже если бы вдруг удалось победить герцога, совершенно очевидно, что следующим залпом военные избавятся от союзников-оборванцев. Единственное, что изменится - на трон диктатора вместо герцога усядется Бун. Правда, если военные за него, никакая помощь революционеров им не нужна. И наоборот, армия, которая не может справиться своими силами, герцога ни за что не одолеет. Как мог Атлас не сообразить таких элементарных вещей? Должны ли мы простить его, потому что "Метрополис" - всего-навсего мультик? Итак, повстанцы начинают свой марш - почему-то на поверхность. Стойте, стойте. Что нужно захватывать, если хочешь сменить власть в городе? Правильно: подземную электростанцию и систему очистки сточных вод. Оставить Метрополис без света, затопить его канализационными стоками, парализовать деятельность всех городских служб - вот тогда можно и выходить наружу. По крайней мере, обычно революционеры первым делом стараются перекрыть газ, свет, воду и средства связи, а движутся по узким улицам, где до них не добраться вертолетам и бронемашинам. Совершенно очевидно, что все жизненно важные органы города под землей - что ж ты кидаешься в противоположную сторону, Атлас? Совсем запутался? Недогадливый Кенъити Снова и снова мы видим, как на того или иного героя находит затмение. Метрополис полон удивительных людей, которые делают совершенно непостижимые вещи. Первый, кто выводит зрителей из терпения - папаша Усы. Потеряв Кенъити из вида на пожаре лаборатории, он и в ус не дует, преспокойно занимается своими делами да ворует мороженое с прилавков. Так и хочется сделать ему внушение: "Подумал бы хоть немного о племяннике! Ты его не на экскурсию одного отпустил, а потерял среди огня и пламени, даже не знаешь, жив ли он. Ничего себе заботливый дядюшка!" Да и с профессиональной точки зрения робот Перо кажется более умелым сыщиком. Но явственнее всего лень и небрежность сценариста обнаруживает перед нами сам Кенъити своей непроходимой глупостью. Почему он не пытается всерьез выяснить, кто такая Тима? Нашел ее на пожаре, совершенно голую, непонятно за что преследуемую Рокком... Опять же, если Кенъити помогает своему дядюшке в расследовании, он должен иметь какую-то начальную информацию о злодеяниях доктора Лоутона, должен вспомнить, что этот тип торгует человеческими органами и проводит преступные эксперименты. Можно по меньшей мере догадаться, что с Тимой связана какая-то тайна, которая касается теневой стороны Метрополиса, что все это часть какого-то грандиозного заговора. Однако Тима, как кажется, полностью потеряла память. Зацепок, чтобы выяснить ее прошлое, почти нет. Кроме того, хотя это и условность, Тима - красавица. Кенъити должен следить за каждым ее движением, частью из подозрительности, частью от восторга. Когда ребят приютил Атлас и у Кенъити появилось наконец время перевести дух и подумать, он просто обязан был догадаться: Тима на самом деле робот. С печалью Кенъити понимает, что их отношения никогда не будут ничем большим, чем нежная дружба. Но ведь Тима уверена, что она человек! Разве он может сказать ей: "Ты машина"? И вот он пытается скрыть свои переживания, чтобы Тима и Атлас с соратниками не узнали горькой правды... Несколько раз Атлас оказывается совсем близко от разгадки, Кенъити бросается его отвлекать... Вот на какое развитие сюжета я надеялся, вот каких сцен ждал. Тогда и чувства Тимы к Кенъити в кульминационный момент фильма прозвучали бы гораздо сильнее: "Он единственный знал, что я робот, но обращался со мной по-человечески..." Разве не в этом одна из важнейших тем "Метрополиса"? Атлас снова запутался И опять претензии к Атласу. Ему ведь тоже надо бы догадаться, кто такая Тима. Он сам видел, что за ребятами гонятся Рокк с партейцами, а кого обычно преследуют и уничтожают партейцы? Роботов, причем не простых, а только непокорных роботов-бунтовщиков. Отсюда недалеко до мысли, что Тима как-то замешана в проявлениях свободы воли роботов, а может быть, и сама такая. К тому же, хотя это и условность, Тима - красавица. Атлас, как и Кенъити, должен не сводить с нее глаз. Не обязательно понимать, что Тима представляет собой часть системы, способной уничтожить весь мир. Но вывод, что в ней заключена военная тайна, которая чрезвычайно важна для партейцев и руководящего ими герцога, напрашивается сам собой. А в таком случае... Для вождя повстанцев это сказочный подарок. Захватив Тиму, можно торговаться с герцогом и ставить свои условия. Можно предложить сделку главному врагу герцога, президенту Буну - ему придется считаться с революционерами, когда в их руках такой козырь. Если это слишком сложно, робота можно использовать и по-другому. Подземные жители ненавидят машины, лишившие их достойной жизни. Лучший способ поднять боевой дух восставших - перед началом похода устроить торжественный суд над Тимой и казнь. Или, наоборот, поставить ее в свои ряды: глядите, машина предает своих. Словом, Тима могла бы принести немало пользы. И несмотря на это Атлас отпустил ее вместе с Кенъити, пальцем не тронув, даже не попытавшись привлечь на свою сторону. Почему? Снова виноват непроработанный сценарий, дыры в котором придется заполнять воображением. На самом деле Атлас, конечно, подобно Кенъити понял, что Тима робот. Он даже всерьез задумывался, не использовать ли ее для нужд революции, но точно так же, как и Кенъити, пожалел чистое, беззащитное создание и отпустил ребят, не подав виду, что раскрыл их тайну. В самом фильме о мотивах Атласа решительно ничего не говорится, но мне бы хотелось понять их именно так. Еще есть президент Бун. Что случилось бы, если бы к нему попала информация о существовании Тимы? Ламп, его верный слуга, был под землей, общался с Атласом и вполне мог узнать, что тот укрывает ребят, которых разыскивает Рокк. Как зрителю мне бы этого хотелось. Конфликт получился бы великолепный. С одной стороны герцог, Рокк и президент, которые пытаются заполучить Тиму, с другой - Кенъити и Атлас, которые ее защищают. Друзья оказываются врагами, враги - друзьями, вокруг Тимы разворачивается ожесточенная схватка, и все это на фоне революции... Какой напряженной, какой эффектной могла бы стать середина этого фильма! |