Главная страница Тайны Метрополиса Часть первая Часть вторая Часть четвертая |
К. Акияма Часть третья Рокк - ханжа Дошла очередь до Рокка. Тоже удивительная личность. Буквально каждое слово у него не соответствует поступкам, а все вместе - истинным намерениям. Зрителям остается только хлопать глазами и дивиться на запутанную психологию, а ведь это очень важный персонаж, который олицетворяет противоречия и слабости человеческой натуры. Рокк преклоняется перед герцогом, по его приказу готов пойти в огонь и в воду, не задумываясь отдаст за него жизнь. Но за всю эту собачью верность он не получает ни малейшей благодарности. Он выполняет свой партийный долг, а от герцога слышит одни выговоры, да еще со словами "Ты мне не сын, я тебя подобрал, только и всего". И тем не менее продолжает ему служить без тени обиды или протеста. В чем дело, откуда такая преданность? Очень просто - он хочет, чтобы его похвалили. Обратите внимание: все, что Рокк говорит и делает в фильме, расходится с тем, что он при этом думает. Законченный ханжа, он не устает повторять, что сражается во имя Метрополиса, партии, отца, а на самом деле хочет только одного: чтобы папенька погладил по головке. Это даже не смешно, через некоторое время беднягу становится просто жалко. Его не любит ни одна душа на свете - ни отец, ни товарищи по партии, ни горожане. В этом смысле он даже ниже роботов. В результате он перестает различать, что хорошо, что плохо, и ради того, чтобы завоевать признание герцога, одно за другим совершает бессмысленные преступления. Запрограммированный человек без собственной воли, зацикленный на одной-единственной мечте: получить похвалу отца. Не припомню в других фильмах такого доведенного до крайности сыновнего комплекса; это одно из несомненных достижений "Метрополиса". Почему? Да потому, что некий народ имеет привычку возносить до облаков своего премьер-министра или мэра и твердить, закатывая глаза: "Веди нас, отец! Ты единственный правитель!" Так что Рокк - глубоко актуальный, современный образ. Это мы с вами. Рокку ничто не светит И вот наш герой начинает сходить с ума от ревности - разумеется, из-за Тимы. Как же так, он трудится в поте лица, в награду слышит одни попреки, а весь стол у герцога заставлен фотографиями умершей дочери. Фотографии еще можно пережить, но герцог велел изготовить робота в виде дочери, приходит в лабораторию, смотрит на эту машину и шепчет с любовью "Моя Тима..." Любой бы спятил. Для Рокка появление Тимы - гром среди ясного неба; он не знает, что делать. Он словно госслужащий, попавший под сокращение. Значит, герцог Тиму решил одарить своей любовью и возвести на трон высшей власти, а его выбросить, словно ненужного робота? Рокк даже забыл, что Тима не человек, его переполняет страх за будущее и злоба. Он должен уничтожить соперницу во что бы то ни стало. Но есть одна загвоздка. Для герцога Тима - величайшее сокровище, смысл всей жизни, и отнять ее значит нанести герцогу тяжкий удар, разрушить все его надежды. Разве может Рокк сделать такое после всех лет, что посвятил борьбе за счастье и благополучие отца? Точно робот, который получил приказ, противоречащий Трем законам, Рокк не может двинуться с места, упершись в неразрешимую дилемму. Оставить Тиму в живых значит потерять надежду на любовь отца, но уничтожить ее значит потерять право на эту любовь. Из противоречия надо выкрутиться любой ценой, и Рокк придумывает выход. Тима - зловредная, коварная машина, завлекшая отца в свои сети; соответственно, его священный долг - защитить отца от нее. И вот он произносит вдохновенную речь, убивает Лоутона и поджигает лабораторию. Затем он и перед герцогом оправдывается тем же: "Ты наш единственный правитель, никто другой не достоин трона". Все, что Рокк делает, он делает из ревности, но отчаянно скрывает, что это ревность. Вот почему в каждом его слове столько надрыва и фальши - только зрителям этого никто не объяснил. Надо было добавить хотя бы одну жалобную реплику где-нибудь вокруг сцены в лаборатории, а не оставлять нас перед нагромождением вранья. Взять хотя бы все эти разговоры насчет трона. Герцог же нормальный человек, как он может подключиться к компьютеру? Да штекера его просто проткнут, а провода задушат насмерть! Зритель в растерянности - а на самом деле это Рокк в растерянности, оттого и несет околесицу, причем сам того не понимает. В первой половине фильма Рокк пытается уничтожить Тиму физически, во второй переходит к психологической войне, когда сообщает ей, что она робот. Раз с любовью герцога к Тиме ничего не сделаешь, надо Тиму вывести из равновесия и отдалить от герцога. Сам этот план показывает, что Рокк перестал воспринимать Тиму как робота, его перспектива окончательно исказилась. И вот он слышит неожиданный ответ: "Мой отец - Кенъити". В принципе, это победа. Тима не любит герцога и не считает за отца, так что бояться нечего, Рокк может радоваться и ликовать. Но тут ситуация предстает ему в новом свете - если герцог Тиме не отец, значит, она ему не дочь. Теперь в глазах Рокка она посторонняя женщина, которая герцога обольщает. Простите за повторение, но хотя это и условность, Тима - красавица. И эту красавицу отец хочет забрать себе; огонь ревности вспыхивает с новой силой, но уже совсем по-другому. Рокк внезапно понял, что влюблен в Тиму. Это не значит, что его заботит ее благо. Его страсть - это вывернутая наизнанку ненависть, такая же неистовая, и одновременно месть Тиме за то, что она всецело завладела мыслями герцога. Рокк больше не хочет уничтожить Тиму, он хочет забрать ее себе. Он крадет ее и собирается расчленить на части. Теперь в этой странной и мрачной семейной драме он оказывается в роли сына, который похитил отцовскую любовницу. Ох, Тима, а ты и не знаешь, что вокруг тебя творится! Когда ближе к финалу Рокк стреляет в Тиму, я склонен не верить словам, которые он при этом произносит. Он не думает об отце, он просто не хочет отдавать ему предмет своей страсти. Но Тима остается жива - естественно, она же робот. Превратив ее в своем воображении в человека, Рокк снова потерпел неудачу. Наконец, развязка. Прокричав роботам, что не позволит им убить своего отца, Рокк нажимает на кнопку и взрывает небоскреб - а заодно и герцога. Этой совместной гибелью он навсегда закрепляет свои права на него. Подходящий конец для этой неистовой личности. Снимаю шляпу. |