Главная страница Комикс Сценарий Субтитры Галерея Мелочи Знакомые лица О фильме Соображения По мотивам Ссылки |
Осаму Тэдзука (1928-1989), художник и режиссер, внес огромный вклад в современную японскую культуру: он первый придал японским комиксам их нынешний вид, заложил основы почти всех жанров от триллера до мелодрамы, а также сыграл ключевую роль в расцвете мультипликации. Среди самых ранних произведений Тэдзуки есть так называемая «Научно-фантастическая трилогия» - комиксы «Затерянный мир» (Росуто ва:рудо, 1948), «Метрополис» (Мэторопорису, 1949) и «Облик грядущего» (Китару-бэки сэкай, 1950), изданные отдельными книжечками в твердом переплете (времена толстых журналов комиксов были еще далеко впереди) и имевшие большой успех. Именно они позволили студенту-медику стать профессиональным художником, но постепенно оказались в тени более поздних, масштабных и технически совершенных произведений. Как «Руслан и Людмила» для читателей Пушкина, ранние вещи известны читателям Тэдзуки и любимы ими, но вспоминаются в первую очередь не они: классикой стали «Феникс», «Могучий Атом», «Блэк Джек», «Король джунглей» и другие. Тэдзука занимался мультипликацией, в 1963 г. его студией «Муси продакшн» был создан первый в Японии мультсериал «Могучий Атом», на его счету экспериментальные мультфильмы и полнометражные картины. Брались за его комиксы и другие режиссеры (в частности, Ринтаро, будущий автор мультипликационного «Метрополиса», выступил как режиссер одного видеофильма из цикла о Фениксе в 1986 г. и продюсер другого в 1987 г.), произведения Тэдзуки продолжают активно экранизироваться и после его смерти. Но его юношеские работы оставались в стороне. Идея экранизировать «Метрополис» возникла почти случайно во время беседы, которую в рамках телепередачи о творчестве Тэдзуки вел с Ринтаро художник и режиссер Кацухиро Отомо, известный нам по фильмам «Акира» 1988 г. и «Стим-бой» 2004 г. Обнаружилось, что оба они любят ранние комиксы Тэдзуки и с радостью воплотили бы в кино что-нибудь менее примелькавшееся, чем классика. Ринтаро написал заявку на фильм с собой в качестве режиссера и Отомо в качестве сценариста; проект был одобрен, началась работа над фильмом и продолжалась целых пять лет. Мультипликационный «Метрополис» увидел свет 26 мая 2001 г. Большого коммерческого успеха в Японии он не имел, зато на Западе был встречен очень положительно; в частности, высокую оценку фильму дал знаменитый французский художник Жан Жиро (Мёбиус). Говоря о «Метрополисе», нельзя не упомянуть одноименный фильм немецкого режиссера Фрица Ланга 1927 г. – это классика немого кино, научно-фантастического кино, а по мнению многих кино вообще. Из послесловия Тэдзуки к комиксу известно, что на момент его написания он не смотрел фильма, но видел в журнале кадр из него, рождение женщины-робота (возможно, вот этот очень известный кадр). Этот образ вместе с эффектным звучанием слова «метрополис» и лег в основу его замысла. Ринтаро и Отомо, разумеется, знакомы с немецкой картиной, но насколько мне удалось заметить, прямых цитат и отсылок к Лангу в свой «Метрополис» не внесли. Над фильмом работали: режиссер – РИНТАРО автор сценария – Кацухиро ОТОМО художник по персонажам, ассистент режиссера – Ясухиро НАКУРА ведущие художники-аниматоры – Сигэо АКАХОРИ, Кунихиро САКУРАИ, Сигэру ФУДЗИТА ведущий художник по фонам и компьютерной графике – Сюити ХИРАТА ведущий инженер по компьютерной графике – Цунэо МАЭДА композитор – Тосиюки ХОНДА звукорежиссер – Масафуми МИМА продюсеры – Масао МАРУЯМА, Ивао ЯМАКИ студия «Мадхаус» при поддержке «Тэдзука продакшн» Роли озвучивали: Тима – Юка ИМОТО Кенъити – Кэй КОБАЯСИ Усач (Сюнсаку Бан) – Косэй ТОМИТА герцог Ред – Таро ИСИДА Рокк – Коки ОКАДА робот Перо – Норио ВАКАМОТО Атлас – Норихиро ИНОУЭ доктор Лоутон – Дзюмпэй ТАКИГУТИ доктор Таратайка – Такэси АОНО президент Бун – Масару ИКЭДА полицеймейстер Нотарин – Сюн ЯСИРО военный министр Скунс – Тосио ФУРУКАВА шеф госбезопасности Ламп – Сигэру ТИБА полицейский Яичница – Масаси ЭБАРА мэр Рион – Такая ХАСИ Фифи – Рикако АИКАВА |