Главная страница


Комикс
Сценарий
Субтитры

Галерея
Мелочи
Знакомые лица

О фильме
Соображения
По мотивам
Ссылки

Введение


        Осаму Тэдзука (1928-1989), художник и режиссер, внес огромный вклад в современную японскую культуру: он первый придал японским комиксам их нынешний вид, заложил основы почти всех жанров от триллера до мелодрамы, а также сыграл ключевую роль в расцвете мультипликации.
        Среди самых ранних произведений Тэдзуки есть так называемая «Научно-фантастическая трилогия» - комиксы «Затерянный мир» (Росуто ва:рудо, 1948), «Метрополис» (Мэторопорису, 1949) и «Облик грядущего» (Китару-бэки сэкай, 1950), изданные отдельными книжечками в твердом переплете (времена толстых журналов комиксов были еще далеко впереди) и имевшие большой успех. Именно они позволили студенту-медику стать профессиональным художником, но постепенно оказались в тени более поздних, масштабных и технически совершенных произведений. Как «Руслан и Людмила» для читателей Пушкина, ранние вещи известны читателям Тэдзуки и любимы ими, но вспоминаются в первую очередь не они: классикой стали «Феникс», «Могучий Атом», «Блэк Джек», «Король джунглей» и другие.
        Тэдзука занимался мультипликацией, в 1963 г. его студией «Муси продакшн» был создан первый в Японии мультсериал «Могучий Атом», на его счету экспериментальные мультфильмы и полнометражные картины. Брались за его комиксы и другие режиссеры (в частности, Ринтаро, будущий автор мультипликационного «Метрополиса», выступил как режиссер одного видеофильма из цикла о Фениксе в 1986 г. и продюсер другого в 1987 г.), произведения Тэдзуки продолжают активно экранизироваться и после его смерти. Но его юношеские работы оставались в стороне.
        Идея экранизировать «Метрополис» возникла почти случайно во время беседы, которую в рамках телепередачи о творчестве Тэдзуки вел с Ринтаро художник и режиссер Кацухиро Отомо, известный нам по фильмам «Акира» 1988 г. и «Стим-бой» 2004 г. Обнаружилось, что оба они любят ранние комиксы Тэдзуки и с радостью воплотили бы в кино что-нибудь менее примелькавшееся, чем классика. Ринтаро написал заявку на фильм с собой в качестве режиссера и Отомо в качестве сценариста; проект был одобрен, началась работа над фильмом и продолжалась целых пять лет.
        Мультипликационный «Метрополис» увидел свет 26 мая 2001 г.
        Большого коммерческого успеха в Японии он не имел, зато на Западе был встречен очень положительно; в частности, высокую оценку фильму дал знаменитый французский художник Жан Жиро (Мёбиус).

        Говоря о «Метрополисе», нельзя не упомянуть одноименный фильм немецкого режиссера Фрица Ланга 1927 г. – это классика немого кино, научно-фантастического кино, а по мнению многих кино вообще. Из послесловия Тэдзуки к комиксу известно, что на момент его написания он не смотрел фильма, но видел в журнале кадр из него, рождение женщины-робота (возможно, вот этот очень известный кадр). Этот образ вместе с эффектным звучанием слова «метрополис» и лег в основу его замысла. Ринтаро и Отомо, разумеется, знакомы с немецкой картиной, но насколько мне удалось заметить, прямых цитат и отсылок к Лангу в свой «Метрополис» не внесли.

Над фильмом работали:
режиссер – РИНТАРО
автор сценария – Кацухиро ОТОМО
художник по персонажам, ассистент режиссера – Ясухиро НАКУРА
ведущие художники-аниматоры – Сигэо АКАХОРИ, Кунихиро САКУРАИ, Сигэру ФУДЗИТА
ведущий художник по фонам и компьютерной графике – Сюити ХИРАТА
ведущий инженер по компьютерной графике – Цунэо МАЭДА
композитор – Тосиюки ХОНДА
звукорежиссер – Масафуми МИМА
продюсеры – Масао МАРУЯМА, Ивао ЯМАКИ
студия «Мадхаус»
при поддержке «Тэдзука продакшн»

Роли озвучивали:
Тима – Юка ИМОТО
Кенъити – Кэй КОБАЯСИ
Усач (Сюнсаку Бан) – Косэй ТОМИТА
герцог Ред – Таро ИСИДА
Рокк – Коки ОКАДА
робот Перо – Норио ВАКАМОТО
Атлас – Норихиро ИНОУЭ
доктор Лоутон – Дзюмпэй ТАКИГУТИ
доктор Таратайка – Такэси АОНО
президент Бун – Масару ИКЭДА
полицеймейстер Нотарин – Сюн ЯСИРО
военный министр Скунс – Тосио ФУРУКАВА
шеф госбезопасности Ламп – Сигэру ТИБА
полицейский Яичница – Масаси ЭБАРА
мэр Рион – Такая ХАСИ
Фифи – Рикако АИКАВА

 

Верх страницы